Дорогие одиннадцатиклассники! Поздравляю вас с началом учебного года!
Наступили рабочие школьные будни. Материал вам в помощь:
1.Отмена крепостного права в России - видеоурок презентация учителя
2. Контрреформы Александра 3 - можно дополнительно посмотреть с 24.13 в видеоуроке
3. Сайт с контурными картами для работы переход по ссылке
Для урока 12.04.2016 "СССР в 1985-1991 гг"
Точка зрения
Идея хозяйственной самостоятельности
предприятий была проста и выдвигалась экономистами начиная с 1960-х гг. Каждое
предприятие, большое или малое, получало права распоряжения своей продукцией и
своими средствами, не ожидая инструкции или реакции центра. Самостоятельность
предприятий должна была, по мысли реформаторов, привести к двум результатам —
каждое предприятие постарается так начать строить свое производство, чтобы
увеличить наличные фонды, каждое предприятие усилит инициативный поиск рынков,
свяжется с наиболее удобными (а не навязываемыми сверху) субподрядчиками, почти
автоматически оптимизируя внутри- и межрегиональные отношения
производственников.
Так было задумано, но так не получилось.
Хозяйственники, во-первых, попросту увеличили волевым образом цены на свою
продукцию; во-вторых, они стали искать оптимальные связи не с посредниками и
сопроизводителями, а с местными руководителями, заменившими в данном случае
союзных министров. С одной стороны, ослабла зависимость промышленности от Центра.
С другой стороны, окрепла зависимость руководства предприятий (а соответственно
и самих предприятий) от непосредственного политико-хозяйственного руководства —
на районном, городском, областном уровне, на уровне краев и автономных
республик и, главное, на уровне союзных республик.
Точка зрения
Нервная система может быть очень плохой,
но если ее отключить, останавливается и жизнедеятельность. Министерства,
охватывавшие всю страну, совместно с партийным аппаратом представляли собой
нервную систему государства. Резкое сокращение масштабов и функций министерств
лишало Советский Союз той нервной системы, которая объединяла экономическое и
иное пространство. Если центральная власть пустила экономику в свободное
плавание, то это еще не значило, что сразу же потеряли силу республиканские
партийные комитеты. Решение Горбачева сделало невозможное возможным:
руководители предприятий на Украине, в Белоруссии, других республиках стали
искать третейских судей естественного управленческого процесса в Киеве, Минске,
других региональных столицах, отнюдь не шедших в ногу с московским
экспериментатором. Теперь иметь заступника в республиканской столице оказалось
важнее связей с Москвой.
Одним махом страна оказалась перед фактом
раскола на 14 гигантских вотчин, пятнадцатая, самая большая — Россия не имела
своего республиканского партийного комитета. Она-то и начала страдать более
других, ощущая губительную несогласованность в работе хозяйственного механизма.
Здесь лежат корни фантастического «сепаратизма» России, ее парадоксального
желания «уйти в себя» в условиях острейшей взаимозависимости экономики
Советского Союза
Точка зрения
Комиссия Шаталина — Явлинского
подготовила общесоюзную «Программу 500 дней». В качестве первого решающего шага
предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. Цены на основные
продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне, и лишь по мере
стабилизации рубля они должны были «опускаться» по группам товаров при
сохранении контроля над ценами на другие товары. В Программе были также
предусмотрены такие меры, как разгосударствление и приватизация экономики,
вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и
валютной политики, социальной защиты населения и т. д. Было решено на основе программ
Абалкина и Шаталина — Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя
эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа
500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую
власть, она была отклонена.
СССР в 1992-1999 гг
Основные события
1992, январь — либеризация цен правительством Ельцина—Гайдара.
1992, март — подписание Федеративного договора со всеми субъектами Российской Федерации, кроме Татарстана и Чечни.
1992—1994 — ваучерная приватизация госпредприятий.
1992, декабрь — отставка Е. Т. Гайдара. Назначение В. С. Черномырдина председателем правительства.
1993, 21 сентября — указ Б. Н. Ельцина о начале конституционной реформы. Роспуск Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР.
1993, 3—4 октября — вооруженные столкновения в Москве между войсками и защитниками Верховного Совета РСФСР.
1993, 30 ноября — Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина "О Государственном гербе Российской Федерации". Возвращение двуглавого орла в качестве государственного символа России.
1993, 12 декабря — референдум по вопросу о принятии Конституции Российской Федерации. Выборы Государственной Думы и Совета Федерации.
1994, декабрь — ввод федеральных войск в Чечню для «восстановления конституционного порядка».
1995 — основание города Магас (столица Ингушетии) на месте когда-то существовавшего одноименного древнего города.
1995, 17 декабря — выборы депутатов Государственной Думы. Победа левых сил.
1996, август — Хасавюртовские соглашения о прекращении боевых действий в Чечне, подписанные А. И. Лебедем и А. А. Масхадовым.
1996, ноябрь — декабрь — вывод федеральных войск из Чечни.
1997, март — назначение А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова («молодых реформаторов») первыми заместителями Председателя Правительства Российской Федерации.
1998, январь — начало деноминации российского рубля.
1998, март — отставка правительства В. С. Черномырдина. Назначение Председателем Правительства С. В. Кириенко.
1998, август — финансовый и экономический кризис. Крах системы ГКО. Отставка правительства С. В. Кириенко.
1998, сентябрь — назначение Председателем Правительства Е. М. Примакова.
1999, май — отставка правительства Е. М. Примакова. Назначение главой правительства С. В. Степашина. Провал голосования в Государственной Думе по вопросу об отрешении Президента Б. Н. Ельцина от должности.
1999, август — отставка правительства С. В. Степашина. Назначение Председателем Правительства В. В. Путина.
1999, сентябрь — агрессия вооруженных формирований с территории Чеченской республики в отношении Дагестана. Начало второй чеченской войны, развертывание федеральными силами «контртеррористической операции».
1999, декабрь — подписание и ратификация Договора об объединении России и Белоруссии.
1999, 19 декабря — выборы депутатов Государственной Думы.
1999, 31 декабря — заявление Б. Н. Ельцина об отставке. Назначение исполняющим обязанности президента В. В. Путина.
http://rus.dtn.ru/1992-1999.html
Разработка новой Конституции.
Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г. В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.
Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов как источника всей – законодательной, исполнительной и судебной – власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет.
Напряженная борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 год и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс. Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти.
Политический кризис 1993 г.
К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти – Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование ( р е ф е р е н д у м ) согласованный проект Основного закона.
Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.
Ельцин приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, подошли к телецентру в Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввел войска и бронетехнику. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.
Конституция 1993 г.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть – впервые в современной России – по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России (ЛДПР).
Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ. За предложенный проект Конституции высказались 58,4 % участников всенародного голосования. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти.
Из Конституции Российской Федерации
Статья 1
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 3
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства – Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.
Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.
Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его.
В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие. Третья ветвь власти – судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.
Российская многопартийность.
Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности в 90-е гг.
Деятельность КПСС указом Президента Б.Н. Ельцина в сентябре 1991 г. была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая стала самой массовой политической партией страны. Ее численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.
Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Вы знаете из курса Новой истории, что либерализм высшей ценностью признает личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил. Но под влиянием экономических неудач, особенно после кризиса 1998 г., настроения людей изменились. Численность либеральных партий снизилась, а программные установки были скорректированы.
ЛДПР сумела найти свой устойчивый электорат – избирателей, поддерживающих ее на всех выборах.
Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995–2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом – Россия», которое называли «партией власти».
Российский парламентаризм.
В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.
С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский, Уголовный, Семейный, Налоговый кодексы и др.
В Думе работают 450 депутатов. Первоначально 225 депутатов избирались по территориальным округам, 225 – по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определенным противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности. Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации. В него входили по два представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 90-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей: в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти – главы местных администраций.
В 90-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Таков важнейший результат развития российского парламентаризма.
Президентские выборы 1996 г.
Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путем всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов – Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.
Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что для сохранения стабильности в обществе главой государства должен стать человек, который продолжит демократические реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность председателя правительства, Президент заявил, что именно его видит своим преемником на высшем государственном посту. Новый премьер-министр проявил себя энергичным и компетентным, стратегически и масштабно мыслящим руководителем. Общество увидело в нем политика нового поколения, способного объединить различные политические силы для решения важнейших государственных задач.
Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке: «Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед». Исполняющим обязанности Президента страны стал председатель правительства В. В. Путин. Президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.
Результаты политического развития в 90-е гг. XX в.
Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм. Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления. Государственные и местные органы власти впервые избирались путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность. Были зарегистрированы и действовали более 150 политических партий и общественно-политических движений разных идейных и политических направлений.
Впервые вопрос о том, кому быть главой Российского государства, решали избиратели, участвовавшие в президентских выборах 1996 и 2000.
http://www.ru-history.com/index.php?articles_id=64&view=articles
Политическое развитие России в 1992—1999 гг.
После распада СССР, главной внутриполитической задачей стало оформление новой российской государственности и предотвращение распада России. Еще в 1990 г. Б.Н. Ельцин, ища поддержки национальных республиканских элит в составе РСФСР в противостоянии с Горбачевым, заявил: «Берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». Это ускорило сепаратистские процессы, которые стали серьезным фактором распада уже самой России. К началу 1990-х гг. «парад суверенитетов» привел к активизации националистических движений внутри Российской Федерации. В Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Туве, Чечне на национальных Съездах ставились вопросы о выходе из состава России. Не только национальные, но и многие региональные элиты, где в областях преобладало русское население, позиционировали превосходство местного законодательства над общероссийским.
В начале февраля 1992 г. Татарстан заявил о своей независимости, а в ноябре 1992 г. Чечня объявила о выходе из состава Российской Федерации. В этих условиях необходимо было как можно быстрее заключить новый Федеративный договор. 31 марта 1992 г. он был подписан. Договор определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. Основной смысл договора был в том, чтобы предоставить субъектам более широкие полномочия, и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Федеративный договор подписали представители всех республик, краев и областей, кроме Татарстана и Чечни.
Следующим этапом стало принятие в 1993 г. новой Конституции, которая провозглашала Россию федеративным государством. Данное положение определяло государственную целостность страны, единую систему государственной власти, разграничение полномочий между федеральной и региональной властью, равноправие и право на самоопределение для всех проживающих в России народов. В 1994 г. Татарстан, оговорив свой особый статус в составе РФ, подписал договор о разграничении полномочий с центром.
По иному варианту развивались отношения с Чечней. Самопровозглашенный президент Чечни Д. Дудаев отказался от присоединения республики к Федеративному договору. Центр усилил давление на республику. В ответ Дудаев объявил о всеобщей мобилизации и о начале «священной войны за независимость». Разразилась первая Чеченская война (1994—1996), которая приняла затяжной характер и стоила России огромных жертв.
В целом, хотя главная задача сохранения единства Российской Федерации и была решена, преодолеть все противоречия в отношениях с регионами не удалось. Необходим был новый подход в национальной и региональной политике.
В начале 1990-х гг. в высшем российском руководстве развернулась ожесточенная борьба за власть. Поводом послужило принятие новой Конституции, определявшей форму правления России. Президент Борис Николаевич Ельцин
и его сторонники выступали за президентскую республику, а председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хазбулатов
и вице-президент А.В. Руцкой — за парламентскую. Две ветви власти стали блокировать решения друг друга, противостояние все время нарастало.
В сентябре 1993 г. Ельцин издал указ о прекращении деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу (нижнюю палату Федерального собрания). Проект Конституции было решено вынести на референдум. Конституционный суд объявил указ Ельцина антиконституционным. Верховный Совет выразил недоверие президенту, и утвердил исполняющим обязанности президента России — Руцкого. Ельцин воспринял действия Совета как открытое восстание и прямую угрозу своей власти. В Москву вошли войска, которые окружили здание Верховного Совета. 2 октября в столице начались акции протеста, переросшие в массовые столкновения с милицией. 3 октября сторонники Верховного Совета штурмом взяли здание московской мэрии, сделали попытку овладеть зданием телецентра в Останкино и выйти с телевизионным обращением к народу. Президент объявил в столице чрезвычайное положение. 4 октября Здание Верховного Совета (Белый дом) обстреляли из танков. Защитники парламента сдались, а руководители сопротивления были арестованы.
12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ — за нее проголосовало 58,4% участников референдума, и Россия стала смешанной республикой, хотя значительные полномочия президента позволяют некоторым политологам считать ее полупрезидентской или даже президентской республикой. Были проведены выборы по мажоритарно-пропорциональной системе в новые органы власти — в Совет Федераций и Государственную думу. Между политическими партиями и движениями развернулась борьба за места в новом парламенте. Полной неожиданностью для всех стала победа по партийным спискам Либерально-демократической партии России (ЛДПР) — во главе с В.В. Жириновским. Проправительственная либеральная партия «Выбор России» (Е.Т. Гайдар) потерпела фиаско.
В 1995 г. прошли выборы в VI Государственную думу (отсчет велся с дореволюционных Государственных дум), в которой большинство получила Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) во главе с Г.А. Зюгановым. В 1990-е гг. Дума приняла более 1000 различных законов, среди которых такие важные как Гражданский, Уголовный, Налоговый, Семейный кодексы. В 1996 г. прошли новые всенародные выборы президента России. В них участвовали 11 кандидатов (Г. Явлинский, А. Лебедь, М. Горбачев, В Брынцалов и др.). Во втором туре победу одержал Б.Н. Ельцин (его соперником был Г.А. Зюганов).
На протяжении всего второго президентского срока Ельцин был занят поиском своего преемника. Социально-политическое положение внутри страны оставалось крайне нестабильным. Страну сотрясали забастовки шахтеров. Постоянные задержки выплат зарплат, стипендий и пенсий вызывали массовое недовольство населения. После победы на выборах, Ельцин объявил о своей болезни сердца и о необходимости операции. На период болезни власть переходила к премьер-министру — В.С. Черномырдину
.
В стране нарастал экономический и внутриполитический кризис. В марте 1998 г. Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал С.В. Кириенко. При этом Государственная дума дважды отклоняла его кандидатуру, но Ельцин настоял на своем. В свою очередь, Кириенко ушел в отставку в связи с дефолтом августа 1998 г., пробыв на своем посту всего 4 месяца. Его сменил Е. Примаков, которому удалось стабилизировать ситуацию в стране (сентябрь 1998 — май 1999 гг.). Президент продолжал подыскивать преемника, и вскоре представил нового премьера — С. Степашина (май—август 1999 г). Однако и эта кандидатура не удовлетворила власть в Кремле. Новым премьером стал В.В. Путин (август 1999 г.). Представляя его в телевизионном обращении к стране, Ельцин назвал его и кандидатом в будущие президенты. Преемник был найден.
На очередных выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. большинство голосов получило общественно-политическое объединение «Единство», которое поддержал В.В. Путин.
31 декабря 1999 г. Б. Ельцин в телевизионном обращении к народу объявил о своей отставке и о передаче своих полномочий В. Путину. Президентские выборы назначались на 26 марта 2000 г.
Подводя итоги 90-х гг., необходимо отметить, что деятельность реформаторов этого периода отличалась крайней степенью радикализма, а сами реформы под лозунгом «борьбы с проклятым тоталитарным прошлым» обернулись разрушением важнейших структурных основ жизнедеятельности российского общества. При этом либеральной элите рисовались соблазнительные перспективы скорого построения «светлого будущего» в России, но уже не в виде «коммунизма», а в образе «цивилизованного общества западного типа». Более того, российские власти «кавалерийским наскоком» решили реализовать невиданную в истории задачу — быстрый одновременный переход и к рыночной экономике, и к политической демократии. Радикальность шагов была во всем: если демократизация — то до танкового расстрела парламента в центре столицы, если экономическая либерализация — то вплоть до обнищания большинства населения, если приватизация — то до вырастания мощнейших мафиозно-олигархических структур.
В 2000-х гг. закономерным стал крах подобной радикальной стратегии реформ.
http://free.megacampus.ru/xbookM0004/index.html?go=part-078*page.htm
для урока 4.04.2016 "СССР в 1964-1982 гг"
1. Почему период правления Брежнева принято называть «эпохой застоя»?
2. Как вы считаете, почему Брежнев был выгоден партийному аппарату СССР?
3. Охарактеризуйте
- Нарастание консервативных тенденций
- Усиление партийного контроля
- Возрастание роли военно-промышленного комплекса
- Концепция "развитого социализма"
- Конституция СССР 1977 года
- Экономические дискуссии первой половины 60-х годов.
- Аграрная реформа 1965 года
- "Косыгинская" реформа в промышленности
- Достижения советской науки и техники
- Особенности социальной политики
- Кризис официальной идеологии
- Движение диссидентов
- Усиление борьбы с "буржуазной" культурой
- Противоречия в развитии художественной культуры
- Национальная политика и национальное движение в СССР
- Международная обстановка в середине 1960-х годов
- Отношения с Западом
- Хельсинкское совещание
- Региональные конфликты
- Война в Афганистане
- СССР и кризис мирового социализма
- КПСС и мировое коммунистическое движение
для урока 10.12
К уроку "Модернизация по-сталински"
Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.
Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!" (В. Маяковский)
Индустриализация
для сравнения СССР и страны Западной Европы
Очень хороший полный материал
итоги и издержки
Коллективизация
текст 1
текст 2
текст 3
текст 4
текст 5
Для подготовки к уроку по теме "Первая мировая война" воспользуйтесь: переход на сайт
13 ноября 2015 года пройдёт семинар по теме "Гражданская война" (2 часа)
Вопросы семинара:
- Периодизация гражданской войны.
- Предпосылки и причины гражданской войны в России.
- Два основных лагеря — красный и белый.
- Создание Красной Армии.
- Политика «военного коммунизма».
- Военная интервенция.
- Основные события гражданской войны.
- Насилие.
- Отношение Советской власти и крестьянства.
- Итоги и последствия Гражданской войны.
- Кто победил в гражданской войне.
- Уроки гражданской войны
Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983.
Поцелуев В. А. История России 20 столетия (Основные проблемы). М., 1997.
Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994.
Захарова Е. История Отечества 1917–1939. М., 1996.
Лехович Д. В. Белые против Красных. М., 1992.
Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 17 19-1921 годах.// Энциклопедия. Т. 3. М., 1995
Можно использовать иную научную литературу, исторические источники, в том числе размещённые в Интернете
Комментариев нет:
Отправить комментарий